воскресенье, 16 ноября 2014 г.
понедельник, 10 ноября 2014 г.
Запрет на применение N-метиланилина(монометиланилина) приведет к снижению производства автомобильных бензинов АИ-95 и АИ-98
Запрет на применение N-метиланилина(монометиланилина) приведет к снижению производства автомобильных бензинов АИ-95 и АИ-98
За 20 лет накоплен ценный опыт использования N-метиланилина (ММА) в качестве добавки для повышения октнового числа автомобильныз бензинов на многих нпз в производстве автомобильных бензинов различных марок. для решения вопроса о использовании N -метиланилина при производстве автомобильных бензинов пятого класса необходимо проведение с участием всех заинтересованных предприятий сравнительных испытаний автомобильных бензинов класса 5 без N-метиланилина и с использованием N-метиланилина (ММА) в концентрации 1% объёмных. На автомобилях соответствующих экологическому классу Евро-5 с целью оценки влияния N-метиланилина на технические токсикологические и эксплуатационные показатели.В соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза (ТР ТС 013/2011) введены ограничения по содержанию N-метиланилина в качестве октаноповышающей добавки при производстве автомобильных бензинов класса 3 и класса 4 до 1% об., а в бензинах класса 5 - отсутствие N-MA. С 01.01.2016 г. установлен полный запрет на его использование в России.
Причины запрета Монометиланилина объясняют токсичностью, экологической опасностью и необходимостью сокращения объемов производства некачественных бензинов, а также целесообразностью увеличения производства и потребления метил- трет-бутилового эфира (МТБЭ). Указанные причины явно необъективны: если N-метиланилин является вредным и экологически опасным, то его необходимо запрещать во всех классах бензинов, а не только в классе 5.
Производство некачественного бензина никак не связано напрямую с применением присадки, а использование Монометиланилина наиболее эффективно с МТБЭ, особенно в летний период. В 2012 г. отечественная нефтепереработка выработала 9,3 млн тонн бензинов класса 5, что составило 25% от общего объема производства, и к 2016 г. полностью перейдет на производство бензинов класса 5, но при этом не учитывается изменение структуры их потребления. Сегодня в РФ применяется основная марка бензина АИ-92 (67,4%).
Производство некачественного бензина никак не связано напрямую с применением присадки, а использование Монометиланилина наиболее эффективно с МТБЭ, особенно в летний период. В 2012 г. отечественная нефтепереработка выработала 9,3 млн тонн бензинов класса 5, что составило 25% от общего объема производства, и к 2016 г. полностью перейдет на производство бензинов класса 5, но при этом не учитывается изменение структуры их потребления. Сегодня в РФ применяется основная марка бензина АИ-92 (67,4%).
Современный и перспективный автомобильный парк необходимо обеспечивать бензинами АИ-95 и АИ-98, потребность в которых резко возрастает в связи с ограничениями выбросов оксида углерода (С02).При этом объемы производства бензинов АИ-80 и АИ-92 в стране будут сокращаться.Следует отметить, что введение в автобензины 1% об. (1,3% масс.) добавки N-метиланилина по анти- детонационной эффективности эквивалентно 10% масс. МТБЭ или толуола, что позволяет обеспечить требуемое октановое число автобензинов с одновременным снижением ароматических соединений в них, а также экономию нефтяного сырья при производстве современных бензинов с улучшенными экологическими свойствами.
Начиная с 90-ых гг. XX века, в России накоплен положительный опыт применения добавок, содержащих N-метиланилин, в производстве автомобильных бензинов различных марок на на Российских НПЗ. Качество и ассортимент добавок на базе N-метиланилина постоянно совершенствуется и расширяется.
Результаты проведенных испытаний показали перспективность применения композиционных добавок с Монометиланилином и кислородсодержащими компонентами (спирты, эфиры) с добавлением многофункциональных присадок, сочетающих высокие антидетонационные, моющие и антикоррозионные свойства. При этом разработаны и внедрены малотоксичные многофункциональные композиционные добавки.При организации производства автомобильных бензинов с использованием присадки и добавок на его базе (с 1990 г.) ОАО "ВНИИ НП" при участии отраслевых НИИ (НАМИ-ХИМ, НИИ АТ и др.) были проведены широкомасштабные испытания на автомобильной технике, а также токсикологические и санитарно- гигиенические исследования. В результате установлено, что введение в автомобильный бензин N-метиланилина в допущенных концентрациях (до 1% об. или 1,3% масс.) не оказывает отрицательного влияния на его физикохимические, экологические и эксплуатационные характеристики. Применение стабилизатора цвета в добавках, содержащих Монометиланилин, обеспечивает сохранение внешнего вида добавки при хранении до 1 года.
Токсикологические исследования новых разработанных добавок на базе N-метиланилина показали, что по степени воздействия на организм они являются менее опасными (HI, IV класс опасности) по сравнению с исходным N-метиланилина (II класс опасности).Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека на добавки на базе N-метиланилина по результатам токсиколого-гигиенических исследований выданы санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии этих добавок санитарным нормам.Исследования канцерогенных характеристик топлива с добавкой N-метиланилин путем определения содержания бенз(а)пирена в топливе и продуктах его сгорания показали, что применение бензина с содержанием 1% (обьемных) n-метиланилина с медицинской и санитарной и гигиенической точек зрения опасности не представляет.
Результаты стендовых испытаний автомобиля RENAULT LOGAN свидетельствуют о том, что токсичность отработавших газов при применении бензинов Регуляр Евро-92, вид II и Премиум Евро-95, вид II по ГОСТ Р 51866-2002 (ЕН-228-2004) с Монометиланилином в концентрации С=1% масс., оцененные по Требованиям Правил ЕЭК ООН №83-05А, практически идентичны токсичности отработавших газов исходных бензинов, не содержащих N-метиланилин.
Установлено, что автомобильные бензины Регуляр Евро-92, вид II и Премиум Евро-95, вид II без ММА и с содержанием ММА в1% масс., при их использовании на автомобиле экологического класса 4 обеспечивают его соответствие требуемым нормам по выбросам автомобильной техникой.
Следует отметить, что за рубежом, в частности в ЕС, применение N-MA в стандартах не запрещается и не ограничено. В последние годы отмечается стремительный рост производства N-MA в Китае и Индии. Кроме того активно ведется патентование антидетонаторов на базе N-MA за рубежом (США, Италия).
Учитывая, что с 01.01.2016 г. в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 013/2011 предусматривается выпуск в оборот автомобильных бензинов класса 5 с запретом на использование N-MA, возможен значительный рост потребности в МТБЭ, что может привести к снижению производства автомобильных бензинов АИ-95 и АИ-98, а также к ряду негативных последствий для экономики страны.
Во-первых, замещение N-MA потребует дополнительно значительные объемы МТБЭ, что неизбежно приведет к росту цен на МТБЭ, и, как следствие, на автомобильные бензины.При этом следует отметить падение мирового потребления МТБЭ: в США и ряде европейских стран применение его в составе автомобильных бензинов запрещено из-за возможного попадания в грунтовые воды.
Во-вторых, инфраструктура НПЗ компаний не готова к приему дополнительных объемов МТБЭ (необходима реконструкция эстакад и резервуар- ного парка), что может вызвать физический дефицит автобензина на внутреннем рынке.
Кроме экономических факторов, существуют также и технические по вопросу замены Монометиланилина на МТБЭ. Метил-трет-бутиловый эфир наряду с октаноповышающими свойствами обладает такими отрицательными качествами, как низкая температура кипения и высокое давление насыщенных паров, что не позволяет вовлекать МТБЭ даже до максимально разрешенного уровня 15% объемных при производстве некоторых марок автобензинов. Из-за высокой летучести МТБЭ (Ткип. = 55°С) в летний период возможно снижение октанового числа автобензинов, что может создавать трудности при эксплуатации автотранспорта.
Следует отметить, что российская нефтепереработка ставится в более тяжелые технические и экономические условия при переходе к производству топлив класса 5 с выполнением запрета на применение Монометиланилина. Одновременно в настоящее время отсутствуют доказательства существенного отрицательного влияния N-метиланилина на экологию, полученных по результатам специальных независимых исследований.Анализ состояния по глубине переработки нефти в России свидетельствует о недостаточных объемах производства октаноповышающих компонентов бензина, получаемых в процессах каталитического крекинга, алкилирования, изомеризации.
Установленные ограничения на использование оксигенатов и ароматических углеводородов, запрет на применение металлосодержащих антидетонаторов, а также введение запрета на применение N-метиланилина с 01.01.2016 г. приведет к тому,что крупномасштабное производство высокооктановых бензинов класса 5 в соответствии с требованиями Технического регламента ТР ТС 013/2011 для многих НПЗ будет проблематично.
Учитывая вышеизложенное, ОАО "ВНИИ НП" считает целесообразным осуществление с участием заинтересованных организаций следующих мероприятий:
Рассмотрение целесообразности введения для автомобильных бензинов класса 5 суммарного нормирования содержания бензола и N-метиланилина не более 1,0% об.
Применение добавок на базе присадки только со стабилизатором цвета в сочетании с моющими, многофункциональными присадками и имеющих класс опасности не ниже третьего.
Для окончательного решения о возможности применения N-метиланилина в концентрации не более 1% об. при производстве автомобильных бензинов класса 5 необходимо проведение специальных сравнительных испытаний автомобильных бензинов марки Премиум Евро-95, класса 5 без N-метиланилина и с содержанием N-метиланилина в концентрации 1% об. на автомобиле экологического класса Евро-5 с оценкой влияния N-метиланилина на токсикологические характеристики бензина, экологические показатели автомобиля (соответствие требуемым нормам выброса автомобильной техникой) и технические показатели работы каталитического нейтрализатора.
Данные предложения были опубликованы в журнале "Нефтепереработка и нефтехимия", №5, 2013 г.
Емельянов В.Е., д-р техн. наук, профессор, Климова Т.А., канд. хим. наук. ОАО "ВНИИ НП"
среда, 5 ноября 2014 г.
Поздравляем ОАО "Волжский Оргсинтез" с юбилеем!
Поздравляем ОАО "Волжский Оргсинтез" с юбилеем!
Поздравляем с Юбилеем надежных партнеров, передовиков отрасли, а также просто хороших людей с юбилеем предприятия! Желаем дальнейшего процветания и развития компании!
Выражаем слова особой благодарности за самоотверженный труд, взаимовыручку, неравнодушное и творческое отношение к работе сотрудникам завода. Пусть это знаменательное событие станет настоящим праздником для всех, кто участвовал в поднятии предприятия на прочные позиции в своей отрасли. Сохраняйте и приумножайте традиции, используя обретенный опыт и современные достижения науки.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)